Четверг, 21.09.2017, 04:32 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
 
 
 
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

| Анализ родительско-детских отношений | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

:hi: :girl_smile:



Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного

интереса у младших школьников с задержкой психического развития


Актуальность исследования. Смена приоритетов в системе коррекци-онио - развивающего обучения, переориентация с авторитарной на личност-но- ориентированную модель, привела к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим основной задачей школы становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для максимальной самореализации каждому ученику. Особое внимание должно быть уделено исследованиям в области образования и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста, так как на этом этапе психического развития закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения на основе специфического восприятия мира и учебно- познавательной деятельности. При этом важно стремиться к обеспечению оптимальных условий в общеобразовательной школе, где они обучаются, для становления младшего школьника с ЗПР как субъекта учебной деятельности.


Можно выделить ряд и других важнейших аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников. Однако, анализ психологической литературы позволил удостовериться в том, что специфика проявления познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях (Э.А. Баранова, 2006; И.М. Дмитриева, 2003;Т.Н.Князева, 2005). Мы полагаем, что без решения этой задачи невозможно формирование личности, способной к постоянному самообразованию и саморазвитию, к самостоятельной деятельности на последующих этапах онтогенеза.

Необходимо также отметить, что изучение психологических особенностей развития познавательного интереса у младших школьников с ЗПР является важной, но не единственной задачей, требующей пристального внимания ученых. В конечном итоге ее решение устремлено на реализацию остроактуальной проблемы практического плана-создание условий формирования познавательного интереса, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Мы исследовали проблему психологических особенностей формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в зависимости от специфических особенностей родительско-детских отношений и особенностей психического развития ребенка этой формы дизонтогенеза.

Значительная практическая ценность этой проблемы и отсутствие прямых работ, которые исследовали бы формирование познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР и его зависимость от особенностей родительско-детских отношений, позволяют нам определить выбранную тему диссертационной работы как остроактуальную.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности взаимосвязи родительско-детских отношений и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: познавательный интерес как мотив учебной деятельности младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: разработка и реализация программы изучения взаимосвязи родительско-детских отношений и их влияния на формирование познавательного интереса к учению младших школьников с ЗПР. Создание и апробация программы оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, обусловливающих формирование у детей познавательного интереса. Гипотезы исследования:

1. Индивидуально- типические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР зависят от ряда социопсихологических характеристик и типов родительского отношения и особенностей дефекта психического развития.

2. Родительско- детские отношения могут негативно влиять на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через снижение познавательной активности и темпа формирования общей способности к учению из-за недостаточной психолого- педагогической осведомленности и обедненности микроклимата семьи.

3. Оптимизация родительско- детских отношений позволит при определенных психологических условиях целеустремить и активизировать формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР, а следовательно, позитивно повлиять на успешность их учебной деятельности.

В соответствии с целью, предметом, гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, сравнить полученные данные с результатами изучения нормально развивающихся сверстников.

3. Выявить индивидуально - типические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

4. Систематизировать данные об особенностях влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.

5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по оптимизации развивающего влияния родительско-детских отношений на познавательный интерес детей с ЗПР.

6. Проследить динамику влияния коррекционно-развивающей программы на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.


Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме; теоретико-прикладное моделирование программы исследования; индивидуальный констатирующий эксперимент, направленный на изучение взаимосвязи родительско-детских отношений и познавательного интереса в структуре общей способности к учению в основной и контрольных группах; качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые в коррекционной психологии в качестве предмета специального исследования выступили специфические особенности взаимосвязи родительско-детских отношений в их влиянии на формирование познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития: -получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, в частности, о влиянии типа родительских отношений в семьях на процесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР;

- дан сравнительный анализ социально-экономических и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся младших школьников и младших школьников с ЗПР;

- выявлены негативные аспекты родительского влияния на познавательную активность;

- выявлены как общие особенности познавательного интереса в структуре формирующейся общей способности к учению, так и характерные для нормально развивающихся младших школьников и детей с ЗПР.

Полученный массив фактических данных позволил их конкретизировать по основным аспектам деятельности практического психолога, определить возможные направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, их родителями и педагогами с целью интенсификации формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в работе психологических служб воспитательно-образовательных учреждений с младшими школьниками с ЗПР и их родителями; психологами и коррекционными педагогами при разработке коррекционных мер, направленных на формирование у детей познавательного интереса; преподавателями педагогических вузов при подготовке специалистов по коррекционной психологии и педагогике.

Апробация работы. Основные теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы и в целом результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (ШГПИ); общеинститутских научно-практических апрельских конференциях, проводимых в рамках дней науки в ШГПИ (2005,2006); научной студенческой конференции «Наука и современность» (г. Шадринск, 2004); третьих психолого - педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» на базе научной лаборатории и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии (Шадринск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65- летию Шадринского государственного института «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования»; межрегиональной научно- практической конференции «Социально- психологические аспекты формирования личности» ШГПИ (март 2004 года); второй международной научно- практической конференции «Психология родительства и семейного воспитания» (Курган, 2004).

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР обусловлена с одной стороны спецификой дефекта, а с другой стороны неблагоприятным воздействием родительско- детских отношений.

2. Нарушения развития психической сферы у младших школьников с ЗПР, сочетаясь с неблагоприятными особенностями родительско- детских отношений, приводят к специфическому снижению познавательной активности и их общей способности к учению.

3. Выявление и анализ особенностей родительско- детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, выступающих фактором формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у этих детей, позволяют наметить важнейшие направления коррекционно-развивающей работы практического психолога с родителями по оптимизации родительско- детских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, определяющих формирование у детей познавательного интереса.

Структура работы. Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, список литературы (188 наименований, в том числе 4 на иностранном языке), 6 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 17 таблицами, 7 гистограммами.

Заключение: 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Экспериментальные данные, полученные в контрольном эксперименте, который был проведен по окончании третьего блока занятий, позволили зафиксировать следующую динамику:

1. Во всех экспериментальных классах произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса при актуализации мотивацион-ной, интеллектуальной и регуляционной составляющих общей способности к учению. Дети, находившиеся ранее на низких уровнях сформированности познавательного интереса (на 3-м, 4-м, 5-м), в большинстве случаев улучшили свои показатели. Самым массовым для младших школьников с ЗПР стал второй уровень (продуктивно - поисковый) сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению (61,1%), который требует некоторой стимуляции извне.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов выявили значительное отставание в формировании познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, находящихся в типичных условиях семейного воспитания, от учащихся, чьи родители прошли специальное обучение.

2. Фактором, снижающим позитивный эффект реализуемой программы, также можно считать стиль взаимодействия педагога с учащимися, основанный на жесткой регламентации поведения и деятельности детей, непризнания их интересов и потребностей, перенос критичной оценки с конкретного поступка на личность ребенка, неиспользования приемов, предполагающих активизацию умственных усилий ребенка.

Определенное воздействие негативного характера на темп и качество формирования познавательного интереса отмечается и со стороны личностных особенностей ребенка, в частности, повышенной его тревожности - в этом случае тревога, беспокойство по поводу собственных возможностей в достижении объективного результата, сдерживают проявления его активности, инициативности, самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности, что приводит к снижению познавательной активности. В снятии этих негативных проявлений, несомненную помощь детям могут оказать родители.

Заключение

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования родительско-детских отношений как фактора формирования познавательного интереса младших школьников с ЗПР подтверждают и конкретизируют наши исходные гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Нормальное и отклоняющееся развитие происходит на основе общих закономерностей; процесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР идет по тем же законам, что и у их сверстников с НУР. Выявлено, что у всех младших школьников (с НУР, и с ЗПР) недостаточно хорошо сформирован высший уровень (субъектно -поисковый): фиксируется у НУР (27,3%), и у детей ЗПР (1,4%). Этому уровню присущи острая, достаточно устойчивая заинтересованность в осуществлении познавательной деятельности, относительно высокая степень интенсивности проявления познавательного интереса во всех структурных составляющих общей способности к учению, позитивная модальность испытываемых в связи с интеллектуальной деятельностью эмоций, потребность в умственном напряжении, поисковая устремленность и действенность по отношению к объекту мысли, активность и самостоятельность в поиске решения, в организации собственной деятельности.

2. Получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтвержден факт влияния родительского отношения на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР:

- сравнительный анализ социальных и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся детей и детей с ЗПР, показал, что семьи младших школьников с ЗПР имеют худшие жилищно-бытовые условия: 79,2 % проживают в частном неблагоустроенном секторе (НУР - 45,5 %). Уровень образования родителей младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у родителей нормально развивающихся сверстников. В семьях младших школьников с ЗПР преобладает социальный статус рабочих (53,8%) и нетрудоустроенных (39,3%), где неработающими являются оба родителя, одинокие матери в том числе;

- доминирующими типами родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ЗПР, являются авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, эмоциональное отвержение ребенка, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», что негативно сказывается на формировании познавательного интереса младших школьников с ЗПР: снижает познавательную активность и темп формирования общей способности к учению;

- в большинстве семей (90,3%), воспитывающих младших школьников с ЗПР (НУР 63,6%), наблюдаются неблагоприятные типы отношения родителей к детям и детей к родителям.

Таким образом, родительско - детские отношения в семьях младших школьников с ЗПР носят негативный характер. Они выступают фактором, осложняющим формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.

3. Исследуя индивидуально- типические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, мы выявили:

- наиболее характерным для младших школьников с ЗПР оказался инактив-ный, репродуктивный тип познавательного интереса, характеризующийся чертами, иллюстрирующими с негативной стороны все компоненты познавательного интереса: эпизодичностью его проявления в зависимости от формы и ситуации предъявления задания, отсутствием инициативности и неспособности к самостоятельному поиску решения задачи, ориентацией на оказываемую извне помощь, устремленностью на формальное достижение результата, ограниченными регуляционными возможностями, не позволяющими автономно от взрослого осуществлять поисковые действия;

- у подавляющей части детей с ЗПР в период обучения потенциал развития познавательного интереса остается нереализованным, соответственно не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, что, безусловно, не обеспечивает внутренних условий для их субъектного вхождения в учебную деятельность; - с возрастом динамика параметров познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР проявляется в незначительном повышении уровня сформированности познавательного интереса в составе общей способности к учению.

4. Зависимость уровня сформированности познавательного интереса от родительско- детских отношений доказывает также наличие корреляционной связи между типом родительского отношения и уровнем сформированности познавательного интереса младших школьников с ЗПР. Это подтвердило наше предположение о том, что благоприятные родительско-детские отношения являются необходимой предпосылкой и фактором формирования познавательного интереса младших школьников как с ЗПР, так и нормально развивающихся.

5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную теоретическую гипотезу о возможности оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации механизмов формирования познавательного интереса у детей в специально созданных психологических условиях проведения коррекционной работы. Реализация программы осуществлялась по этапам: 1) информационному; 2) собственно- коррекционному; 3) закрепляющему.

6. Анализ результатов реализации программы психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через родительско-детские отношения позволяет констатировать существенные положительные изменения во всех структурных единицах познавательного интереса: в мотивационной направленности, в операционно-технических возможностях осуществления поисковой деятельности, в регуляции ребенком собственной познавательной деятельности, что отражает внутренние условия становления младшего школьника с ЗПР как субъекта познавательной деятельности. Таким образом, реализация коррекционно-развивающей программы с целью интенсификации психологических механизмов формирования данного психического образования, разработанной с позиции рассмотрения его как интегративного свойства способности, обеспечила создание эффективного психологического механизма повышения субъектности ребенка в осуществлении им познавательной деятельности.

7. Выполненное исследование продемонстрировало эффективность психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.

Назад


Контакты:

143966 Московская обл.,  

г.Реутов, ул.Лесная, д.12

тел\факс: 8 (495) 528-04-57

Карта проезда...

e-mail: shkolar1@mail.ru

 

 

Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики

Сайт "GEO"

Агарковой М.В.

география, экономика

 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.