Понедельник, 12.04.2021, 19:03 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
   
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" 
143966  Московская область, г.Реутов, ул. Лесная, д.12; Тел. +7 (495) 528 - 14 57 ; E-mail: reut_school1@mosreg.ru ; shkolar1@mail.ru
 
 
 
 

 

| Анализ родительско-детских отношений | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

 />

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0



Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного

интереса у младших школьников с задержкой психического развития


Актуальность исследования. Смена приоритетов в системе коррекци-онио - развивающего обучения, переориентация с авторитарной на личност-но- ориентированную модель, привела к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим основной задачей школы становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для максимальной самореализации каждому ученику. Особое внимание должно быть уделено исследованиям в области образования и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста, так как на этом этапе психического развития закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения на основе специфического восприятия мира и учебно- познавательной деятельности. При этом важно стремиться к обеспечению оптимальных условий в общеобразовательной школе, где они обучаются, для становления младшего школьника с ЗПР как субъекта учебной деятельности.


Можно выделить ряд и других важнейших аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников. Однако, анализ психологической литературы позволил удостовериться в том, что специфика проявления познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях (Э.А. Баранова, 2006; И.М. Дмитриева, 2003;Т.Н.Князева, 2005). Мы полагаем, что без решения этой задачи невозможно формирование личности, способной к постоянному самообразованию и саморазвитию, к самостоятельной деятельности на последующих этапах онтогенеза.

Необходимо также отметить, что изучение психологических особенностей развития познавательного интереса у младших школьников с ЗПР является важной, но не единственной задачей, требующей пристального внимания ученых. В конечном итоге ее решение устремлено на реализацию остроактуальной проблемы практического плана-создание условий формирования познавательного интереса, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Мы исследовали проблему психологических особенностей формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в зависимости от специфических особенностей родительско-детских отношений и особенностей психического развития ребенка этой формы дизонтогенеза.

Значительная практическая ценность этой проблемы и отсутствие прямых работ, которые исследовали бы формирование познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР и его зависимость от особенностей родительско-детских отношений, позволяют нам определить выбранную тему диссертационной работы как остроактуальную.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности взаимосвязи родительско-детских отношений и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: познавательный интерес как мотив учебной деятельности младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: разработка и реализация программы изучения взаимосвязи родительско-детских отношений и их влияния на формирование познавательного интереса к учению младших школьников с ЗПР. Создание и апробация программы оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, обусловливающих формирование у детей познавательного интереса. Гипотезы исследования:

1. Индивидуально- типические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР зависят от ряда социопсихологических характеристик и типов родительского отношения и особенностей дефекта психического развития.

2. Родительско- детские отношения могут негативно влиять на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через снижение познавательной активности и темпа формирования общей способности к учению из-за недостаточной психолого- педагогической осведомленности и обедненности микроклимата семьи.

3. Оптимизация родительско- детских отношений позволит при определенных психологических условиях целеустремить и активизировать формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР, а следовательно, позитивно повлиять на успешность их учебной деятельности.

В соответствии с целью, предметом, гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, сравнить полученные данные с результатами изучения нормально развивающихся сверстников.

3. Выявить индивидуально - типические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

4. Систематизировать данные об особенностях влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.

5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по оптимизации развивающего влияния родительско-детских отношений на познавательный интерес детей с ЗПР.

6. Проследить динамику влияния коррекционно-развивающей программы на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.


Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме; теоретико-прикладное моделирование программы исследования; индивидуальный констатирующий эксперимент, направленный на изучение взаимосвязи родительско-детских отношений и познавательного интереса в структуре общей способности к учению в основной и контрольных группах; качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые в коррекционной психологии в качестве предмета специального исследования выступили специфические особенности взаимосвязи родительско-детских отношений в их влиянии на формирование познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития: -получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, в частности, о влиянии типа родительских отношений в семьях на процесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР;

- дан сравнительный анализ социально-экономических и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся младших школьников и младших школьников с ЗПР;

- выявлены негативные аспекты родительского влияния на познавательную активность;

- выявлены как общие особенности познавательного интереса в структуре формирующейся общей способности к учению, так и характерные для нормально развивающихся младших школьников и детей с ЗПР.

Полученный массив фактических данных позволил их конкретизировать по основным аспектам деятельности практического психолога, определить возможные направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, их родителями и педагогами с целью интенсификации формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в работе психологических служб воспитательно-образовательных учреждений с младшими школьниками с ЗПР и их родителями; психологами и коррекционными педагогами при разработке коррекционных мер, направленных на формирование у детей познавательного интереса; преподавателями педагогических вузов при подготовке специалистов по коррекционной психологии и педагогике.

Апробация работы. Основные теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы и в целом результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (ШГПИ); общеинститутских научно-практических апрельских конференциях, проводимых в рамках дней науки в ШГПИ (2005,2006); научной студенческой конференции «Наука и современность» (г. Шадринск, 2004); третьих психолого - педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» на базе научной лаборатории и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии (Шадринск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65- летию Шадринского государственного института «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования»; межрегиональной научно- практической конференции «Социально- психологические аспекты формирования личности» ШГПИ (март 2004 года); второй международной научно- практической конференции «Психология родительства и семейного воспитания» (Курган, 2004).

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР обусловлена с одной стороны спецификой дефекта, а с другой стороны неблагоприятным воздействием родительско- детских отношений.

2. Нарушения развития психической сферы у младших школьников с ЗПР, сочетаясь с неблагоприятными особенностями родительско- детских отношений, приводят к специфическому снижению познавательной активности и их общей способности к учению.

3. Выявление и анализ особенностей родительско- детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, выступающих фактором формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у этих детей, позволяют наметить важнейшие направления коррекционно-развивающей работы практического психолога с родителями по оптимизации родительско- детских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, определяющих формирование у детей познавательного интереса.

Структура работы. Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, список литературы (188 наименований, в том числе 4 на иностранном языке), 6 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 17 таблицами, 7 гистограммами.

Заключение: 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Экспериментальные данные, полученные в контрольном эксперименте, который был проведен по окончании третьего блока занятий, позволили зафиксировать следующую динамику:

1. Во всех экспериментальных классах произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса при актуализации мотивацион-ной, интеллектуальной и регуляционной составляющих общей способности к учению. Дети, находившиеся ранее на низких уровнях сформированности познавательного интереса (на 3-м, 4-м, 5-м), в большинстве случаев улучшили свои показатели. Самым массовым для младших школьников с ЗПР стал второй уровень (продуктивно - поисковый) сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению (61,1%), который требует некоторой стимуляции извне.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов выявили значительное отставание в формировании познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, находящихся в типичных условиях семейного воспитания, от учащихся, чьи родители прошли специальное обучение.

2. Фактором, снижающим позитивный эффект реализуемой программы, также можно считать стиль взаимодействия педагога с учащимися, основанный на жесткой регламентации поведения и деятельности детей, непризнания их интересов и потребностей, перенос критичной оценки с конкретного поступка на личность ребенка, неиспользования приемов, предполагающих активизацию умственных усилий ребенка.

Определенное воздействие негативного характера на темп и качество формирования познавательного интереса отмечается и со стороны личностных особенностей ребенка, в частности, повышенной его тревожности - в этом случае тревога, беспокойство по поводу собственных возможностей в достижении объективного результата, сдерживают проявления его активности, инициативности, самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности, что приводит к снижению познавательной активности. В снятии этих негативных проявлений, несомненную помощь детям могут оказать родители.

Заключение

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования родительско-детских отношений как фактора формирования познавательного интереса младших школьников с ЗПР подтверждают и конкретизируют наши исходные гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Нормальное и отклоняющееся развитие происходит на основе общих закономерностей; процесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР идет по тем же законам, что и у их сверстников с НУР. Выявлено, что у всех младших школьников (с НУР, и с ЗПР) недостаточно хорошо сформирован высший уровень (субъектно -поисковый): фиксируется у НУР (27,3%), и у детей ЗПР (1,4%). Этому уровню присущи острая, достаточно устойчивая заинтересованность в осуществлении познавательной деятельности, относительно высокая степень интенсивности проявления познавательного интереса во всех структурных составляющих общей способности к учению, позитивная модальность испытываемых в связи с интеллектуальной деятельностью эмоций, потребность в умственном напряжении, поисковая устремленность и действенность по отношению к объекту мысли, активность и самостоятельность в поиске решения, в организации собственной деятельности.

2. Получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтвержден факт влияния родительского отношения на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР:

- сравнительный анализ социальных и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся детей и детей с ЗПР, показал, что семьи младших школьников с ЗПР имеют худшие жилищно-бытовые условия: 79,2 % проживают в частном неблагоустроенном секторе (НУР - 45,5 %). Уровень образования родителей младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у родителей нормально развивающихся сверстников. В семьях младших школьников с ЗПР преобладает социальный статус рабочих (53,8%) и нетрудоустроенных (39,3%), где неработающими являются оба родителя, одинокие матери в том числе;

- доминирующими типами родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ЗПР, являются авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, эмоциональное отвержение ребенка, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», что негативно сказывается на формировании познавательного интереса младших школьников с ЗПР: снижает познавательную активность и темп формирования общей способности к учению;

- в большинстве семей (90,3%), воспитывающих младших школьников с ЗПР (НУР 63,6%), наблюдаются неблагоприятные типы отношения родителей к детям и детей к родителям.

Таким образом, родительско - детские отношения в семьях младших школьников с ЗПР носят негативный характер. Они выступают фактором, осложняющим формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.

3. Исследуя индивидуально- типические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, мы выявили:

- наиболее характерным для младших школьников с ЗПР оказался инактив-ный, репродуктивный тип познавательного интереса, характеризующийся чертами, иллюстрирующими с негативной стороны все компоненты познавательного интереса: эпизодичностью его проявления в зависимости от формы и ситуации предъявления задания, отсутствием инициативности и неспособности к самостоятельному поиску решения задачи, ориентацией на оказываемую извне помощь, устремленностью на формальное достижение результата, ограниченными регуляционными возможностями, не позволяющими автономно от взрослого осуществлять поисковые действия;

- у подавляющей части детей с ЗПР в период обучения потенциал развития познавательного интереса остается нереализованным, соответственно не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, что, безусловно, не обеспечивает внутренних условий для их субъектного вхождения в учебную деятельность; - с возрастом динамика параметров познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР проявляется в незначительном повышении уровня сформированности познавательного интереса в составе общей способности к учению.

4. Зависимость уровня сформированности познавательного интереса от родительско- детских отношений доказывает также наличие корреляционной связи между типом родительского отношения и уровнем сформированности познавательного интереса младших школьников с ЗПР. Это подтвердило наше предположение о том, что благоприятные родительско-детские отношения являются необходимой предпосылкой и фактором формирования познавательного интереса младших школьников как с ЗПР, так и нормально развивающихся.

5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную теоретическую гипотезу о возможности оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации механизмов формирования познавательного интереса у детей в специально созданных психологических условиях проведения коррекционной работы. Реализация программы осуществлялась по этапам: 1) информационному; 2) собственно- коррекционному; 3) закрепляющему.

6. Анализ результатов реализации программы психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через родительско-детские отношения позволяет констатировать существенные положительные изменения во всех структурных единицах познавательного интереса: в мотивационной направленности, в операционно-технических возможностях осуществления поисковой деятельности, в регуляции ребенком собственной познавательной деятельности, что отражает внутренние условия становления младшего школьника с ЗПР как субъекта познавательной деятельности. Таким образом, реализация коррекционно-развивающей программы с целью интенсификации психологических механизмов формирования данного психического образования, разработанной с позиции рассмотрения его как интегративного свойства способности, обеспечила создание эффективного психологического механизма повышения субъектности ребенка в осуществлении им познавательной деятельности.

7. Выполненное исследование продемонстрировало эффективность психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.

Назад


Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

Сайт "ИНФОУРОК"

Кравченко Т.М.

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики



 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.