Суицид – умышленное повреждение со смертельным исходом.
Суицид – это исключительно человеческий акт, встречающийся во всех культурах.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в
состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими
проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой
депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Особенности подростковых суицидов. В большинстве случаев
подростки решаются на самоубийство в целях обратить внимание родителей,
педагогов на свои проблемы и протестуя, таким образом, против бездушия,
безразличия и жестокости взрослых.
Мотивы подростковых суицидов:
·
переживание обиды, одиночества,
отчужденности, непонимания;
·
действительная или мнимая утрата
любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
·
переживания, связанные со смертью,
разводом или уходом родителей из семьи;
·
чувства вины, стыда, оскорбленного
самолюбия, самообвинения;
·
боязнь позора, насмешек или
унижения;
·
страх наказания, нежелание
извиниться;
·
любовные неудачи, сексуальные
эксцессы, беременность;
·
чувство мести, злобы, протеста,
угроза или вымогательство;
·
желание привлечь к себе внимание,
вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
·
совокупность отрицательных событий;
·
сочувствие или подражание
товарищам, героям книг или фильмов.
Признаки суицидального поведения.
Словесные:
· подросток прямо говорит о смерти:
«Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
· косвенно намекает о своем
намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется
обо мне волноваться»;
· много шутит на тему самоубийства;
· проявляет нездоровую
заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие:
· раздает другим вещи, имеющие
большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с
давними врагами;
· отчаяние, плач;
·
демонстрирует радикальные изменения
в поведении, такие как: слишком мало или слишком много ест; слишком мало или
слишком много спит;
·
изменяется отношение к учебе,
подросток перестает интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает
занятия;
· происходит потеря интересов, хобби,
менее интенсивным становится общение с друзьями;
· ребенок перестает строить планы на
будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в ВУЗ до места
проведения каникул;
· перестает следить за собой или,
наоборот, резко меняет имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы,
перестают следить за свои весом, юноши, вообще, могут перестать причесываться и
мыться;
· подросток проявляет постоянный
интерес к музыке и книгам, в которых, так или иначе, упоминается смерть.
Ситуационные:
· подросток социально изолирован,
чувствует себя отверженным;
·
живет в нестабильном окружении
(серьезный кризис в семье: алкоголизм, личная или семейная проблема);
· подросток ощущает себя жертвой
насилия – физического, сексуального или эмоционального;
·
предпринимал раньше попытки
самоубийства;
· имеет склонность к суициду
вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
·
ребенок перенес тяжелую потерю
(смерть кого-то из близких, развод родителей);
·
слишком критически относится к
себе.
Помните, что о суицидальном поведении говорит не
один из признаков, а их совокупность!
Что можно сделать для того, чтобы помочь, если
замечена склонность школьника к самоубийству.
1. Подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к
специалистам. Если ребенок решил поделиться с вами своими проблемами, не
отталкивайте, даже когда вы потрясены сложившейся ситуацией. Внимательно
выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы
понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса
ребенка. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и
жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Покажите, что хотите поговорить о
его чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
4. Не бойтесь прямо спросить, не думает он или она о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад
возможности открыто высказывать свои проблемы. Ребенок может почувствовать
облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем
же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного
разговора.
5. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак
реальной опасности.
6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного
кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Говорите искренне.
7. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например,
«Конечно, твоя семья тебе поможет». Не предлагайте упрощенных решений типа «Все,
что тебе необходимо, так это хорошенько выспаться. На утро ты почувствуешь себя
лучше».
8. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности
помочь дадут ему эмоциональную опору.
9. Следует предложить подростку обратиться за помощью к специалистам:
психологам, психотерапевтам, врачам, священникам. Также и другие возможные
источники помощи: друзей, семью, значимых взрослых, к которым можно обратиться.