Голубые и фиолетовые цвета часто выбирает угрюмый ребенок,
находящийся в состоянии грусти. Также они могут символизировать о
сниженном иммунитете ребенка или его повышенной чувствительности. В
бледных пастельных тонах рисуют тревожные и гиперчувствительные дети.
Если ваш малыш рисует яркими карандашами – зеленым, салатовым,
розовым или желтым, вы можете не волноваться. Эмоциональный фон ребенка в
таком случае можно охарактеризовать как позитивный, жизнерадостный и
активный.
Кроме чистых цветов, ребенок может применять и их сочетания. На какие
из них стоит обратить внимание? Красный и зеленый цвета ребенок может
использовать при физическом недомогании и эмоциональной неустойчивости.
Рисунки с красно-черной гаммой говорят о ярко выраженных агрессии и
конфликте.
Если, несмотря на большой выбор ярких цветов, ваш ребенок отдает
предпочтение темным оттенкам, то есть вероятность, что ему не хватает
ярких и позитивных впечатлений. Наполните его жизнь красками!
Мягкий и приятный для глаз синий цвет стимулирует интеллектуальную и
познавательную активность ребенка, помогает ему концентрироваться на
уроках. Если в рабочей зоне школьника будет преобладать этот цвет,
выполнение уроков перестанет быть проблемой и ребенок станет меньше
отвлекаться.
Светло-зеленый и фисташковый оттенок помогают снять возбуждение,
расслабится. Находясь в окружении светло-зеленых предметов, ребенок
будет спокоен и уравновешен. В зеленой зоне полезно читать книги –
восприятие информации будет происходить легче и полнее.
Красный цвет в больших количествах вызывает возбуждение и агрессию.
Но в малых количествах красная цветовая гамма придаст активности,
уверенности и стойкости, а также поможет проявить лидерские качества.
Большое значение имеет то, какого размера фигуры на листе и как они
расположены. Если фигурки маленькие, робко жмутся по углам рисунка - это
может указывать на то, что ребенок не уверен в себе, чувствует себя
незначительным. Огромная фигура, не вмещающаяся в лист, говорит о
противоположенном, а также, возможно, об избытке агрессии.
Мысленно проведите по листу две диагонали: в верхнем правом углу, как
правило, находятся образы, которые ассоциируются у ребенка с будущим, а
в нижнем левом - то, что связано с его прошлым. Какие фигурки обитают в
каждом из этих углов? Улыбающиеся, грустные, страшные? Таким образом вы
сможете понять, что чувствует малыш по отношению к прошлому и будущему,
тревожат ли его какие-то неприятные воспоминания, или наоборот, страхи о
том, что может произойти?
Посмотрите также на пропорции фигуры. Обычно в возрасте около четырех
лет дети рисуют огромную голову, из которой торчат тоненькие ручки и
ножки. Это нормально для малыша, который еще недостаточно хорошо
осознает собственное тело. Ближе к шести годам фигуры людей обретают
более человеческие пропорции. Посмотрите, какого у человечка на рисунке
размера голова по отношению к телу. Маленькая голова может означать, что
ребенок не уверен в своих интеллектуальных способностях, переживает,
из-за того, что взрослые его критикуют. Об особой чувствительности к
критике расскажут также большие уши рисованного человечка. А вот
отсутствие ушей говорит об нежелании слышать и воспринимать критику
вообще. Обратите внимание на четкость и детализацию прорисовки лица: чем
старательнее и подробнее оно нарисовано, тем большее значение имеет для
малыша его внешний вид и отношения с окружающими.
Цветовая гамма рисунка тоже может нести ценную информацию. Обычно
детям свойственно использовать многоцветную и яркую палитру. Но
преобладание определенных цветов может рассказать о том, какие эмоции
испытывает ребенок. Тревожный признак - использование в больших
количествах черного цвета. Это знак протеста, внутреннего дискомфорта,
разрушения. Красный цвет говорит об активности, возбудимости, возможно
даже повышенной агрессии. О внутренних проблемах малыша расскажут также
серый и коричневый цвета. Желтый цвет - наоборот, означает
положительные эмоции, оптимизм, а зеленый - уравновешенность,
настойчивость и уверенность в себе. Впрочем, прежде чем производить
цветовой анализ рисунка, проверьте, может быть в наборе фломастеров или
карандашей не хватает каких-то цветов, потому что они сломались или
потерялись?
Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша всегда были возможности
рисовать в любое время, когда он захочет. И помните: детские рисунки не
должны быть объектами для критики, иначе дверь в яркий мир нарисованных
образов может закрыться для ребенка навсегда.