Конфликт или недопонимание между учителем и ребенком может возникнуть по разным причинам. Чтобы разобраться в конфликтной ситуации, нужно найти причину, которая ее вызвала.
Конфликты могут возникать в случаях:
• Если ребенок творческого склада, воспитывался дома в свободе, а учитель требует строгой дисциплины.
• Если ребенок отстаивает свою точку зрения, а учитель признает только одну точку зрения - свою.
• Когда ребенок отказывается выполнять требования учителя (конфликт неподчинения).
• Если учитель очень ревностно относится к внешнему виду тетрадей, их правильному оформлению, к внешнему виду формы учеников.
• Когда ребенок поступает так, как принято среди его одноклассников. Конфликт единства возникает из страха выглядеть перед одноклассниками «слабаком», «маменькиным сынком», излишне послушным и правильным.
• Если учителю не хватает умения заинтересованность учеников, профессионализма, из-за чего его уроки ребятам скучны.
• Когда подросток видит в учителе своего конкурента как лидера в классе (конфликт лидерства).
• Если учитель недоволен личными качествами ученика, которые считает неприемлемыми (наглость, неуважительное поведение, излишняя развязность и т.д.).
• Если ребенок недолюбливает учителя за его качества (неумение найти общий язык с учениками, выделение любимчиков, неуважение и несдержанность и т.д.).

Ваша задача, как родителя, - нейтрализовать противостояние ребенка и учителя, если она возникла. Попытаться помочь найти разумный компромисс, помочь ребенку и учителю найти общий язык. Для этого вам нужно понять позицию как вашего ребенка, так и учителя. Прежде всего, нужно доверительно поговорить с ребенком и дать ему выговориться. Попытайтесь понять ребенка, не осуждая его, но при этом не критикуйте при нем преподавателя. Спросите ребенка, какие выходы из ситуации он видит. Попробуйте вместе с ним построить линию поведения с учителем. Однако при этом не нужно давить на ребенка. После этого вам необходимо поговорить с учителем. Выслушайте мнение учителя по поводу конфликтной ситуации. При этом старайтесь не поддаваться эмоциям и сохранять объективность. Помните, что ваша задача как родителя - защищать интересы ребенка, поэтому не нужно заискивать перед педагогом. Однако уважительное отношению к учителю никто не отменял, тем более учитывая, насколько тяжела работа учителя. Другая ваша задача - быть объективным. Главное в конфликтной ситуации - не выяснение "кто прав или неправ", а нахождение правильного выхода из ситуации. Обсудите с преподавателем, какой выход из ситуации можно найти. В особенности нужно прислушаться к словам опытного педагога.

Конечно, не факт, что после этого между учителем и ребенком сразу наступит взаимопонимание. Возможно, для этого понадобится время.

В случаях, когда учитель не уважает в ребенке личность, проявляет грубый педагогический непрофессионализм, проявляет к ребенку необоснованную враждебность, унижает или бьет его перед классом и т.п., стоит поговорить с директором о непедагогичном поведении учителя. Если ситуация не разрешится, лучше перевести ребенка в другой класс. Но это уже крайний случай.

В целом, с учителями нужно стараться поддерживать ровные отношения. Также не стоит критиковать или обвинять учителя при ребенке. Нормальные отношения учителя и ученика основаны на взаимном уважении. Ребенок должен уважать авторитет учителя, учитель должен уважать в ребенке личность. Идеальная ситуация, когда педагог - профессионал, умеющий найти общий язык с учениками и увлечь их своим предметом. Когда учитель, что говорится, "от бога". Но все мы не идеальны, поэтому нужно стараться находить взаимопонимание друг с другом.


Назад