Стратегия формирования нравственного отношения и поведения в начальной школе.
Развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непростой и достаточно сложный социально-психологический процесс. Формирование нравственных навыков и опыта нравственного взаимоотношения с другими людьми осуществляется на специальных занятиях в рамках предмета «Практическое человекознание». Существует достаточно большой арсенал психопедагогических приёмов, которые позволяют довольно успешно это делать. Помимо конкретных способностей учиться и проявлять духовно-эстетические свойства, важное место в развитии занимают способности к нравственному поведению и опыт такого поведения. Имеет значение также развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, формирование способностей к харизматическому поведению. Развитие этого набора способностей относится к области практической социологии и может осуществляться в рамках образовательного направления - «общество» через раздел предмета практического человекознания - «Практическое обществознание». С точки зрения автора эти процессы и опыт проявления этих способностей в социально значимом поведении точно так же тренируются, как и способность учиться и другие способности. Рассматривая социальные способности, прежде всего, следует выдвинуть задачу формирования навыков нравственного межличностного взаимодействия.
Нельзя говорить о нравственном становлении личности, если не решать проблему нравственных межличностных взаимоотношений учащихся в классе друг с другом, с учителем и с родителями. Эта проблема решается с помощью ряда задач по формированию значимого отношения и поведения путём применения различных психотренинговых приёмов, направленных на: ♣ повышение нравственной чувствительности учащихся друг к другу; ♣ на формирование навыков дружбы и опыта дружеского взаимодействия друг с другом и с другими людьми; ♣ на развитие коллективных нравственных и этических эталонов, которые учащиеся усваивают как некую норму поведения в классе, на улице, дома, и многое другое. На основании анализа социально-биологических механизмов нравственности и безнравственности автор закономерно приходит к следующей позиции: формирование у детей социального опыта и значимых взаимоотношений занимает особую область формирующего личность обучения. Этот процесс осуществляется в двух направлениях: ♣ нравственные взаимоотношения с другими людьми и соблюдение нравственной этики поведения; ♣ нравственно ориентированные коммуникативные умения. Подводя некий итог данного раздела сайта, можно представить следующие короткие выводы по стратегии и тактике нравственного формирования личности. Если есть необходимость активного нравственного формирования личности, то педагогическая технология должна учитывать особенности базовых дидактических механизмов нравственности: ♥ пробуждение нравственных инстинктов и их социализация; ♥ отработканавыкапереключения поведения с эгоистического на альтруистическое; ♥ формирование готовности с удовольствием идти на добровольную жертву ради других; ♥ формирование механизма благодарности; ♥ интериоризация, присвоение морально-нравственных социальных установок и норм поведения; ♥ формирование чувства общности «МЫ» как нормы группового поведения; ♥ формирование знаний о нравственных категориях и опыта осознание безнравственности поступков; ♥ развитие эстетических способностей и социальных идеалов, позволяющих формировать как норму отражения действительности в рамках мировосприятия «обыденное - возвышенное». Помимо учета вышеприведенных дидактических механизмов, следует отметить некоторые социально-биологические закономерности, также предопределяющие стратегию нравственного развития: ♥ ребёнок обучается применять альтруистическое поведение только в том случае, когда он вынужден это делать (внешне, социально формируемая потребность поведения); ♥ нравственные инстинкты пробуждаются по мере необходимости в том или ином поведении со стороны сверстников или взрослых. Социализация этих инстинктов заключается в том, что ребёнок либо формирует нравственно активное поведение и закрепляет его в системе нравственно активных установок, либо закрепляется эгоистическая установка; ♥ нравственная социальная установка звучит так: «Я привык о тебе думать и заботиться». Эгоистическая социальная установка расшифровывается так: «Я не привык о тебе думать и заботиться. Это ты должен обо мне думать и заботиться». Исследование автора показало, что: ♥ развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непростой и достаточно сложный социально-психологический процесс; ♥ формирование нравственных навыков и опыта нравственного взаимоотношения с другими людьми осуществляется как на уровне прямого, так и опосредованного формирующего личность обучения; ♥ в основе нравственного формирования личности лежат следующие этапы: а) знакомство с нравственными категориями на уровне знания и самооценки «Я-хороший, Я-плохой»; б)формирование опыта нравственного переживания содержания каждой нравственной категории и интериоризация (присвоение) этого содержания, осваивая палитру житейских оценок своего и чужого поведения и взаимоотношений с другими людьми (формирование шкалы жизненных ценностных ориентиров и оценочных бирок); в) формирование внутри класса нравственных взаимоотношений и развитие нравственно-активного психологического микроклимата, как желаемого и значимого; г) овладение нравственной этикой поведения как установкой на привычное отношение к окружающим: внимательность, тактичность, вежливость, способность к компромиссам, готовность оказать мелкую услугу и т.д. (нравственные нормы воспитанной личности).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12 тел\факс 7(495) 528-04-57
__________________________________________________________________________________________________________ Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.