Пятница, 21.07.2017, 19:33 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
 
 
 
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

| Нравственность | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

:hi: :girl_smile:


   

Стратегия формирования
нравственного отношения и поведения в начальной школе.

Развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непро­стой и достаточно сложный социально-пси­хологический процесс. Формирование нравственных навыков и опыта нравствен­ного взаимоотношения с другими людьми осуще­ствляется на специальных занятиях в рамках предмета «Практическое человекознание». Существует достаточно большой арсенал психопедагогических приёмов, которые позволяют довольно успешно это делать. 
     Помимо конкретных способностей учиться и проявлять ду­ховно-эс­тетические свойства, важное место в разви­тии зани­мают способности к нравственному поведению и опыт такого поведения. Имеет значение также разви­тие навыков общения и межличностного взаимодействия, формирование способностей к харизматическому по­ведению. 
     Развитие этого набора способностей относится к области практиче­ской социологии и может осуществляться в рамках об­разо­вательного направления - «общество» через раз­дел предмета практи­ческого человекознания - «Практическое обществозна­ние». 
     С точки зрения автора эти процессы и опыт проявления этих способностей в соци­ально значи­мом поведении точно так же трени­руются, как и спо­собность учиться и другие способ­ности
     Рассматривая социальные способности, прежде всего, сле­дует вы­двинуть задачу формирования навыков нравст­венного меж­лично­стного взаимодействия.

 

 
   Нельзя говорить о нравственном становлении личности, если не решать про­блему нравственных межличностных взаимо­отношений учащихся в классе друг с другом, с учителем и с родителями. Эта проблема реша­ется с помощью ряда задач по формированию значимого отношения и поведения пу­тём применения различных психотренинговых приёмов, на­правлен­ных на:
   ♣ повышение нравствен­ной чувствительности учащихся друг к другу;  
   ♣ на формирование навы­ков дружбы и опыта дружеского взаимодействия друг с дру­гом и с дру­гими людьми; 
  ♣ на развитие коллективных нравст­вен­ных и эти­ческих эта­лонов, которые учащиеся усваивают как некую норму по­ве­дения в классе, на улице, дома, и многое другое.  
     На основании анализа социально-биологических механизмов нрав­ственности и безнравственности автор за­кономерно прихо­дит к следующей позиции: формирование у детей соци­ального опыта и значи­мых взаимоотношений занимает особую об­ласть формирующего личность обу­чения. Этот процесс осуществляется в двух на­правлениях: 
  ♣ нравственные взаимоотношения с другими людьми и со­блюде­ние нравственной этики поведения; 
  ♣ нравственно ориентированные коммуникативные умения. 
     Подводя некий итог данного раздела сайта, можно представить сле­дующие короткие выводы по стратегии и тактике нравствен­ного формирования личности.
     Если есть необходимость активного нравственного формирования личности, то пе­дагогическая технология должна учиты­вать особен­ности базовых ди­дактических меха­низмов  нравственности: 
  ♥ пробуждение нравственных инстинктов и их социали­за­ция; 
  ♥ отработка навыка переключения поведения с эгоистического на альтруи­сти­че­ское; 
  ♥ формирование готовности с удовольствием идти на доб­ро­вольную жертву ради других; 
  ♥ формирование механизма благодарности; 
 ♥ интериоризация, присвоение морально-нравственных социаль­ных ус­та­но­вок и норм поведения; 
 ♥ формирование чувства общности «МЫ» как нормы груп­пового поведения; 
 ♥ формирование знаний о нравственных категориях и опыта осознание безнравственности поступков; 
 ♥ развитие эстетических способностей и социальных идеалов, позволяющих формировать как норму отраже­ния действительности в рамках мировосприятия «обыденное - возвышенное». 
     Помимо учета вышеприведенных дидактических механизмов, сле­дует от­ме­тить некоторые социально-биоло­гические законо­мерности, также предопределяющие стратегию нравственного развития:
 ♥ ребёнок обучается применять альтруистическое поведе­ние только в том случае, когда он вынужден это делать (внешне, соци­ально формируемая потребность поведения); 
 ♥ нравственные инстинкты пробуждаются по мере необхо­димости в том или ином поведении со стороны сверстников или взрослых. Со­циализация этих инстинктов заключается в том, что ребёнок либо формирует нравственно активное пове­дение и закрепляет его в сис­теме нравственно активных уста­новок, либо закрепля­ется эгоистиче­ская установка; 
 ♥ нравственная социальная установка звучит так: «Я при­вык о тебе думать и заботиться». Эгоистическая со­циальная уста­новка расшиф­ровывается так: «Я не привык о тебе думать и за­ботиться. Это ты дол­жен обо мне думать и заботиться». 
      Исследование автора показало, что: 
 ♥ развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непро­стой и достаточно сложный социально-пси­хологический процесс; 
 ♥ формирование нравственных навыков и опыта нравствен­ного взаимоотношения с другими людьми осуще­ствляется как на уровне прямого, так и опосредованного формирующего личность обу­чения
 ♥ в основе нравственного формирования личности лежат следующие этапы:
     а) знакомство с нравственными категориями на уровне зна­ния и самооценки «Я-хороший, Я-плохой»; 
     б)формирование опыта нравственного переживания содер­жа­ния ка­ждой нравственной категории и интерио­ризация (присвоение) этого содержания, осваивая палитру житейских оценок своего и чужого по­ведения и взаимоотношений с дру­гими людьми (формирование шкалы жизненных ценностных ориентиров и оценочных бирок);
     в) формирование внутри класса нравственных взаимоотно­ше­ний и развитие нравственно-активного психоло­гического мик­роклимата, как желаемого и значимого; 
     г) овладение нравственной этикой поведения как установкой на при­вычное отношение к окружающим: вни­мательность, так­тичность, веж­ливость, способность к компромиссам, готов­ность оказать мелкую ус­лугу и т.д. (нравственные нормы вос­питанной личности).

Козлов Э.П. Нравственное образование в средней школе читать...

НА ГЛАВНУЮ

Контакты:

143966 Московская обл.,  

г.Реутов, ул.Лесная, д.12

тел\факс: 8 (495) 528-04-57

Карта проезда...

e-mail: shkolar1@mail.ru

 

 

Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики

Сайт "GEO"

Агарковой М.В.

география, экономика

 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.