Понедельник, 12.04.2021, 18:30 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
   
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" 
143966  Московская область, г.Реутов, ул. Лесная, д.12; Тел. +7 (495) 528 - 14 57 ; E-mail: reut_school1@mosreg.ru ; shkolar1@mail.ru
 
 
 
 

 

| Нравственность | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

 />

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


   

Стратегия формирования
нравственного отношения и поведения в начальной школе.

Развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непро­стой и достаточно сложный социально-пси­хологический процесс. Формирование нравственных навыков и опыта нравствен­ного взаимоотношения с другими людьми осуще­ствляется на специальных занятиях в рамках предмета «Практическое человекознание». Существует достаточно большой арсенал психопедагогических приёмов, которые позволяют довольно успешно это делать. 
     Помимо конкретных способностей учиться и проявлять ду­ховно-эс­тетические свойства, важное место в разви­тии зани­мают способности к нравственному поведению и опыт такого поведения. Имеет значение также разви­тие навыков общения и межличностного взаимодействия, формирование способностей к харизматическому по­ведению. 
     Развитие этого набора способностей относится к области практиче­ской социологии и может осуществляться в рамках об­разо­вательного направления - «общество» через раз­дел предмета практи­ческого человекознания - «Практическое обществозна­ние». 
     С точки зрения автора эти процессы и опыт проявления этих способностей в соци­ально значи­мом поведении точно так же трени­руются, как и спо­собность учиться и другие способ­ности
     Рассматривая социальные способности, прежде всего, сле­дует вы­двинуть задачу формирования навыков нравст­венного меж­лично­стного взаимодействия.

 

 
   Нельзя говорить о нравственном становлении личности, если не решать про­блему нравственных межличностных взаимо­отношений учащихся в классе друг с другом, с учителем и с родителями. Эта проблема реша­ется с помощью ряда задач по формированию значимого отношения и поведения пу­тём применения различных психотренинговых приёмов, на­правлен­ных на:
   ♣ повышение нравствен­ной чувствительности учащихся друг к другу;  
   ♣ на формирование навы­ков дружбы и опыта дружеского взаимодействия друг с дру­гом и с дру­гими людьми; 
  ♣ на развитие коллективных нравст­вен­ных и эти­ческих эта­лонов, которые учащиеся усваивают как некую норму по­ве­дения в классе, на улице, дома, и многое другое.  
     На основании анализа социально-биологических механизмов нрав­ственности и безнравственности автор за­кономерно прихо­дит к следующей позиции: формирование у детей соци­ального опыта и значи­мых взаимоотношений занимает особую об­ласть формирующего личность обу­чения. Этот процесс осуществляется в двух на­правлениях: 
  ♣ нравственные взаимоотношения с другими людьми и со­блюде­ние нравственной этики поведения; 
  ♣ нравственно ориентированные коммуникативные умения. 
     Подводя некий итог данного раздела сайта, можно представить сле­дующие короткие выводы по стратегии и тактике нравствен­ного формирования личности.
     Если есть необходимость активного нравственного формирования личности, то пе­дагогическая технология должна учиты­вать особен­ности базовых ди­дактических меха­низмов  нравственности: 
  ♥ пробуждение нравственных инстинктов и их социали­за­ция; 
  ♥ отработка навыка переключения поведения с эгоистического на альтруи­сти­че­ское; 
  ♥ формирование готовности с удовольствием идти на доб­ро­вольную жертву ради других; 
  ♥ формирование механизма благодарности; 
 ♥ интериоризация, присвоение морально-нравственных социаль­ных ус­та­но­вок и норм поведения; 
 ♥ формирование чувства общности «МЫ» как нормы груп­пового поведения; 
 ♥ формирование знаний о нравственных категориях и опыта осознание безнравственности поступков; 
 ♥ развитие эстетических способностей и социальных идеалов, позволяющих формировать как норму отраже­ния действительности в рамках мировосприятия «обыденное - возвышенное». 
     Помимо учета вышеприведенных дидактических механизмов, сле­дует от­ме­тить некоторые социально-биоло­гические законо­мерности, также предопределяющие стратегию нравственного развития:
 ♥ ребёнок обучается применять альтруистическое поведе­ние только в том случае, когда он вынужден это делать (внешне, соци­ально формируемая потребность поведения); 
 ♥ нравственные инстинкты пробуждаются по мере необхо­димости в том или ином поведении со стороны сверстников или взрослых. Со­циализация этих инстинктов заключается в том, что ребёнок либо формирует нравственно активное пове­дение и закрепляет его в сис­теме нравственно активных уста­новок, либо закрепля­ется эгоистиче­ская установка; 
 ♥ нравственная социальная установка звучит так: «Я при­вык о тебе думать и заботиться». Эгоистическая со­циальная уста­новка расшиф­ровывается так: «Я не привык о тебе думать и за­ботиться. Это ты дол­жен обо мне думать и заботиться». 
      Исследование автора показало, что: 
 ♥ развитие нравственных взаимоотношений в классе очень непро­стой и достаточно сложный социально-пси­хологический процесс; 
 ♥ формирование нравственных навыков и опыта нравствен­ного взаимоотношения с другими людьми осуще­ствляется как на уровне прямого, так и опосредованного формирующего личность обу­чения
 ♥ в основе нравственного формирования личности лежат следующие этапы:
     а) знакомство с нравственными категориями на уровне зна­ния и самооценки «Я-хороший, Я-плохой»; 
     б)формирование опыта нравственного переживания содер­жа­ния ка­ждой нравственной категории и интерио­ризация (присвоение) этого содержания, осваивая палитру житейских оценок своего и чужого по­ведения и взаимоотношений с дру­гими людьми (формирование шкалы жизненных ценностных ориентиров и оценочных бирок);
     в) формирование внутри класса нравственных взаимоотно­ше­ний и развитие нравственно-активного психоло­гического мик­роклимата, как желаемого и значимого; 
     г) овладение нравственной этикой поведения как установкой на при­вычное отношение к окружающим: вни­мательность, так­тичность, веж­ливость, способность к компромиссам, готов­ность оказать мелкую ус­лугу и т.д. (нравственные нормы вос­питанной личности).

Козлов Э.П. Нравственное образование в средней школе читать...

НА ГЛАВНУЮ

Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

Сайт "ИНФОУРОК"

Кравченко Т.М.

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики



 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.