Суббота, 18.11.2017, 15:10 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
 
 
 
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

| Работа с одаренными детьми | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

:hi: :girl_smile:



                


    ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

 

1.     Концепция работы с одаренными детьми.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

-         высокие умственные возможности;

-         способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-         потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-         способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-         обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Проведем обзор основных стратегий обучения одаренных детей

 

Стратегия ускорения обучения.

         Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

         Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

-         учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

-         учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

-         необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы ускорения:

1.     Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2.     Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

3.     «перепрыгивание» через класс;

4.     профильные классы;

5.     радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

 

Стратегия обогащения обучения.

 

         Стратегия обогащения включает несколько направлений:

-         расширение кругозора;

-         освоение знаний об окружающем мире;

-         самопознание;

-         углубление в предметы;

-         освоение метазнаний (знаний о знаниях).

Реализация в практике обучения:

1.     Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

2.     Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

3.     Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).

4.     Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев).

5.     Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

6.     Каникулярные формы и программы:

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

Б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

В) погружение в изучение предметов.

 

     При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1.     Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2.     Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также  опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3.     Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.

 

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1.     Позитивная Я-концепция.

2.     Целеустремленность и настойчивость.

3.     Зрелость.

4.     Эмоциональная стабильность.

5.     Доброжелательность.

6.     Эмпатийность.

7.     Рефлексивность.

8.     Широкий кругозор.

9.     Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

-         уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

-         уметь модифицировать учебные программы;

-         уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

-         использовать активные формы и методы обучения;

-         уметь организовать консультирование учащихся;

-         умение организовать учебное сотрудничество;

 

         Таким образом, в педагогической науке и практике обучения одаренных детей накоплен определенный опыт организации процесса обучения и воспитания умственно-одаренных детей

2.     Программа работы с одаренными детьми в школе №8.

 

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

-         развитие личности одаренных учащихся;

-         развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

-         развитие позитивной Я-концепции;

-         развитие творческой самостоятельности;

-         развитие коммуникативных умений;

-         развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

-         Осуществление индивидуализации обучения;

-         Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

-         Формирование системности в знаниях по разным предметам;

-         Повышение качества обучения;

-         Осуществление мероприятий по социальной адаптации  одаренных учеников.

Принципы организации педагогического процесса:

 

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

Назад

 

Контакты:

143966 Московская обл.,  

г.Реутов, ул.Лесная, д.12

тел\факс: 8 (495) 528-04-57

Карта проезда...

e-mail: shkolar1@mail.ru

 

Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики

Сайт "GEO"

Агарковой М.В.

география, экономика

 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.