Родительские комитеты создаются добровольно, состоят они, как
правило, из 7-10 человек – инициативных родителей, принимающих активное
участие в жизни класса и всей школы. Функции родительских комитетов
широки и разнообразны: это и нравственное воспитание детей, и прививание
у детей старше 7 лет любви к труду, помощь в воспитании детей,
прививание им таких качеств, как культура поведения,
дисциплинированность, организованность. Родители сегодня принимают
участие в физическом, эстетическом и правовом воспитании своих детей.
Работа родительского комитета регламентируется соответствующим
положением о его создании, а также решениями педагогических советов и
родительских собраний, решениями директора.
Занимая в системе управления школой особую роль, родительский
комитет, будучи неофициальным органом, решает массу задач. Благодаря
созданию родительского комитета удается установить воспитательное
влияние на детей педагогическим коллективом школ и семьей, тем самым
укрепляются и связи между школой и родителями. Родители помогают школам
материально, их задача – помочь социально незащищенным детям, они же
решают вопросы организации питания детей, их отдыха, оздоровления,
родители принимают решение об участии детей в культурно-массовых работах
и спортивных соревнованиях.
Благодаря созданию в школах родительских комитетов удается привлечь
родителей к воспитанию детей, а это значит, что школьники не останутся
без присмотра во внеучебное время. Примечательно, что родители могут
организовать собрания, выступать с докладами, лекциями для других
родителей, не входящих в комитет, для детей.
Вступившие в родительский комитет родители могут непосредственно
обращаться к классному руководителю своего класса или директору по всем
вопросам, касающимся учебно-материальной базы класса, его ремонту,
проведения каких-либо мероприятий. Они имеют полное право вносить на
рассмотрение педсовета свои предложения, касающиеся внеклассной работы
со школьниками, а также иным вопросам, касающимся педагогов и их
отношения к детям. Причем и директор, и педагогический коллектив школы
обязаны внимательно ознакомиться с предложениями родителей, дать на них
обоснованный ответ.
Сегодня родительский комитет становится особым органом управления,
который может принимать непосредственное участие в жизни школы и решать
ее проблемы на уровне семьи. Поэтому недооценивать его роль и значение в
педагогическом процессе не стоит.