Социально адаптированный ребенок желает и умеет
принять новую роль – роль школьника, ученика начальной школы. Иными
словами, он готов подняться на новую ступень в своем развитии и
понимает, что школа – это необходимый этап в жизни каждого человека.
Такой школьник умеет слушать и понимать учителя, реагирует на его
действия, уже умеет в определенной степени планировать собственную
работу и даже анализирует полученные результаты.
Адаптированный первоклассник умело налаживает контакты с
одноклассниками, охотно общается со взрослыми. Он не испытывает чувства
тревоги от необходимости ходить в школу.
Примечательно, что процесс социальной адаптации – непрерывен,
поскольку из начальной школы ребенок переходит в среднюю, где условия
обучения отличны от начальной. Можно сказать, что вся жизнь человека в
обществе – это один процесс адаптации к постоянно меняющимся условиям
жизни. И детям, и взрослым приходится учиться быть гибкими, но твердыми в
достижении собственных целей и отстаивании своих интересов.
О высоком уровне адаптации говорят в том случае, когда ребенок охотно
идет в школу, ждет занятий с нетерпением. Он слушает учителя, точно
выполняет все его требования, добросовестно и без понукания выполняет
домашнее задание. В классе такой ученик всегда на виду и, что скрывать,
чаще всего это любимец учителя.
При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе,
учебный материал усваивает, с домашним заданием справляется, но только
при постоянном родительском контроле. Он дружит с одноклассниками, но
особого рвения в учебе и жизни класса не проявляет.
Если же первоклассник резко отрицательно отзывается о школе,
отказывается выполнять требования учителя, не выполняет домашнее задание
и не работает на уроке в классе, не заводит дружбы с одноклассниками,
то говорят о низкой социальной адаптации ребенка.
Задача родителей – сформировать положительный образа учебы и школы в
целом у будущего первоклассника. Не стоит сокрушаться об ушедшем
детстве, пугать школьными проблемами и плохими оценками. Будьте мудры –
наступило время не вести ребенка за руку, а просто идти рядом в
готовности протянуть руку помощи в любой момент.