Понедельник, 12.04.2021, 18:57 | Приветствую Вас Гость | RSS | |||||
|
||||||
| | Вход |
|
![]() Неуспеваемость и причины неуспеваемости школьников Трудности в
учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах,
существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы.
Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент
системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время
формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без
которых невозможны последующие учение и практическая деятельность.
Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями
приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов,
в результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения.
Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно
было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его
проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины
трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в
конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной
деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Младший школьный возраст является сензитивным: - для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат, или все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе. Данное требование определило выбор темы исследования «Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения». Объект исследования: неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования: причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения. Выдвинутая нами гипотеза формулируется следующим образом: если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости, т.к. успешность обучения в начальных классах предотвратит трудности усвоения программы в средних классах. Цель исследования состоит в разработке путей предупреждения неуспеваемости младших школьников. Исходя из поставленной проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования, были определены следующие задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - выявить причины неуспеваемости младших школьников; - определить пути предупреждения причин неуспеваемости; - экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике. Основными методами исследования являются: а) теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры. Научная новизна состоит в том, что на основе исследования данной проблемы: 1) с учетом специфики региона разработан определенный подход к проблеме неуспеваемости младших школьников в условиях малокомплектной начальной школы; 2) разработана программа с использованием оптимальных, на наш взгляд, форм и методов работы учителя начальных классов. Теоретическая значимость: попытка обобщения теории развития логического мышления младших школьников путем предупреждения причин неуспеваемости. Практическая значимость: разработка рекомендаций для учителей начальных классов. Апробация материалов исследования была осуществлена в педагогической деятельности учителя Сиктяхской малокомплектной начальной школы села Сиктях Булунского района. Основные причины неуспеваемости школьников:
Здоровьем школьника должны заниматься соответствующие лечебные учреждения, при этом нужно, чтобы взрослые (родители и учителя) обратили внимание на болезненные состояния ребенка и направили к врачам. Проблемы отношений с взрослыми — это очень сложный вопрос. Вначале следует обратить внимание на семейные отношения, на социальные условия проживания ребенка, внимание к его учебе. Начальная школаСамыми сложными классами, по-видимому, для ребенка являются 1 и 4 (5) класс. Поэтому необходимо уделять учебному процессу больше внимания, при необходимости помогать советами и, если нужно спокойно и доходчиво объяснять учебный материал. Первый класс особенно труден для детей мало подготовленных, не привыкших к дисциплине. Хорошо, если ребенок в дошкольном возрасте посещал детский сад, либо какие-то кружки, где обучался чему-либо, т.е. привык к ответственному поведению и обучению. Переход от начального образования (4 — 5 класс) труден, как переход от одного учителя к разным педагогам по дисциплинам с разными требованиями и своими особенностями. Школьник зачастую теряется в этом многообразии, делает ошибки, просчеты, сложность обучения повышается, многое становится непонятным, понижается самооценка. Правильное поведение родителей и педагогов может исправить такое положение, уделив ребенку достаточное внимание. С помощью анкеты Мотивации учения пакета "Отношения" школьный психолог может определить причины неуспеваемости учащегося и помочь скорректировать его мотивацию. Неуспеваемость школьников и учительПедагог-профессионал, который уделяет много внимания своим ученикам и при этом создает доброжелательную обстановку в классе — что может быть лучше. Ученики стараются быть достойными внимания такого человека — хорошо учатся. Взаимоотношения между учениками в классе, могут сильно влиять на успеваемость учащихся. При нормальных отношениях и при мотивациях большинства учеников направленных на учебу, класс считается сильным, и, как правило, большинство ребят хорошо учатся. Если же взаимоотношения плохие и мотивации у детей разные, то и ждать от учебы в таком классе хорошего не приходится, и это, в первую очередь должно привлечь внимание преподавателей и школьных психологов. Неуспеваемость школьников и родителиРодители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку непоправимый вред. Дети могут обладать разными способностями, у них могут быть различные интересы, ребенок может быть талантлив в одной области и неспособен в другой, поэтому может учиться неровно. Если Вы видите, что ребенок трудолюбив и усидчив, но не всегда получает хорошие оценки — не спешите ругать его, лучше постарайтесь разобраться в его бедах, не доводите его до стрессов. Просто ребенку надо объяснить, что вы, родители всегда на его стороне, и всегда его поймете, вместе легче разобраться во всех проблемах. |