Понедельник, 12.04.2021, 18:57 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
   
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" 
143966  Московская область, г.Реутов, ул. Лесная, д.12; Тел. +7 (495) 528 - 14 57 ; E-mail: reut_school1@mosreg.ru ; shkolar1@mail.ru
 
 
 
 

 

| Выявление причин неуспеваимости | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

 />

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




 Неуспеваемость и причины неуспеваемости школьников

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат, или все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе.
Данное требование определило выбор темы исследования «Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения».
Объект исследования: неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения.
Выдвинутая нами гипотеза формулируется следующим образом: если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости, т.к. успешность обучения в начальных классах предотвратит трудности усвоения программы в средних классах.
Цель исследования состоит в разработке путей предупреждения неуспеваемости младших школьников.
Исходя из поставленной проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить причины неуспеваемости младших школьников;
- определить пути предупреждения причин неуспеваемости;
- экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике.
Основными методами исследования являются:
а) теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования
б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры.
Научная новизна состоит в том, что на основе исследования данной проблемы:
1) с учетом специфики региона разработан определенный подход к проблеме неуспеваемости младших школьников в условиях малокомплектной начальной школы;
2) разработана программа с использованием оптимальных, на наш взгляд, форм и методов работы учителя начальных классов.
Теоретическая значимость: попытка обобщения теории развития логического мышления младших школьников путем предупреждения причин неуспеваемости.
Практическая значимость: разработка рекомендаций для учителей начальных классов.
Апробация материалов исследования была осуществлена в педагогической деятельности учителя Сиктяхской малокомплектной начальной школы села Сиктях Булунского района.

Основные причины неуспеваемости школьников:

  • здоровье ребенка;
  • проблемы отношений с родителями, учителями, взаимоотношения с товарищами;
  • адекватность требований предъявляемых к ребенку;
  • мотивация к учебе, рассмотренная в статье "мотивация учения школьников".

Здоровьем школьника должны заниматься соответствующие лечебные учреждения, при этом нужно, чтобы взрослые (родители и учителя) обратили внимание на болезненные состояния ребенка и направили к врачам.

Проблемы отношений с взрослыми — это очень сложный вопрос. Вначале следует обратить внимание на семейные отношения, на социальные условия проживания ребенка, внимание к его учебе.

Начальная школа

Самыми сложными классами, по-видимому, для ребенка являются 1 и 4 (5) класс. Поэтому необходимо уделять учебному процессу больше внимания, при необходимости помогать советами и, если нужно спокойно и доходчиво объяснять учебный материал.

Первый класс особенно труден для детей мало подготовленных, не привыкших к дисциплине. Хорошо, если ребенок в дошкольном возрасте посещал детский сад, либо какие-то кружки, где обучался чему-либо, т.е. привык к ответственному поведению и обучению.

Переход от начального образования (4 — 5 класс) труден, как переход от одного учителя к разным педагогам по дисциплинам с разными требованиями и своими особенностями. Школьник зачастую теряется в этом многообразии, делает ошибки, просчеты, сложность обучения повышается, многое становится непонятным, понижается самооценка. Правильное поведение родителей и педагогов может исправить такое положение, уделив ребенку достаточное внимание.

С помощью анкеты Мотивации учения пакета "Отношения" школьный психолог может определить причины неуспеваемости учащегося и помочь скорректировать его мотивацию.

Неуспеваемость школьников и учитель

Педагог-профессионал, который уделяет много внимания своим ученикам и при этом создает доброжелательную обстановку в классе — что может быть лучше. Ученики стараются быть достойными внимания такого человека — хорошо учатся.

Взаимоотношения между учениками в классе, могут сильно влиять на успеваемость учащихся. При нормальных отношениях и при мотивациях большинства учеников направленных на учебу, класс считается сильным, и, как правило, большинство ребят хорошо учатся.

Если же взаимоотношения плохие и мотивации у детей разные, то и ждать от учебы в таком классе хорошего не приходится, и это, в первую очередь должно привлечь внимание преподавателей и школьных психологов.

Неуспеваемость школьников и родители

Родители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку непоправимый вред. Дети могут обладать разными способностями, у них могут быть различные интересы, ребенок может быть талантлив в одной области и неспособен в другой, поэтому может учиться неровно.

Если Вы видите, что ребенок трудолюбив и усидчив, но не всегда получает хорошие оценки — не спешите ругать его, лучше постарайтесь разобраться в его бедах, не доводите его до стрессов. Просто ребенку надо объяснить, что вы, родители всегда на его стороне, и всегда его поймете, вместе легче разобраться во всех проблемах.

Назад


Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

Сайт "ИНФОУРОК"

Кравченко Т.М.

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики



 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.