Вторник, 20.08.2019, 12:40 Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
 
 
 
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

| Каталог файлов | Мой профиль | Выход
| | Вход
 
   
 

Наш сайт посетили:

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

:hi: :girl_smile:




НОВОСТИ


О ШКОЛЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ
ШКОЛЫ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

 
ЭЛЕКТРОННАЯ
ПРИЕМНАЯ




ДОКУМЕНТЫ
 ШКОЛЫ



УСЛОВИЯ
ПОСТУПЛЕНИЯ




БЛОГ ДИРЕКТОРА



ЛИТЕРАТУРНАЯ

ФИЛЬМОТЕКА

Главная » Файлы » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Морозовой Валентины Дмитриевны
13.10.2012, 13:05

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Живительные силы музыки как главный компонент системы комплексной

арт-терапии на уроках музыки и во внеклассной работе учителя музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Морозовой Валентины Дмитриевны

                                                      Сокровища музыки неисчерпаемы,

    и так же неисчерпаемы её возможности…

Благодаря музыке вы найдёте в себе новые,

неведомые вам прежде силы.

Д.Д.Шостакович

     Школа и её здоровье.

 

По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения в 1948 году, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. По результатам наблюдений, проведённых в начале века и в его конце, согласно статистике московских городских школ за 1911-1912 учебный год, «количество слабых детей непрерывно растёт с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних – 39,8%, в старших – 44,2%». А по материалам V Конгресса педиатров России: «В 1996-97 гг. здоровые дети составили от 10 до 20 процентов». Итак, за прошедшие сто лет эта тенденция сохранилась. Современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.п.

Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье  самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Ухудшение здоровья школьников – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы:

- биологические;

- социальные;

- экологические;

- условия и технология воспитания детей и подростков.

Последний фактор выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны всех работающих в системе образования специалистов: педагогов, психологов и медицинских работников. Каждый учитель школы начального обучения старается ввести ребёнка в общеобразовательное поле без потерь для здоровья, а учитель музыки может изменить ситуацию к лучшему с помощью комплексной арт-терапии.

 

Музыка – главный компонент системы комплексной арт-терапии.

 

Исследованием вопросов воздействия музыки и её влияния на человека занимались философы и учёные, музыканты и педагоги, психологи и музыковеды. В эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, врачующего душу. Б. В. Асафьев (музыковед и композитор) назвал музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека.

Арт-терапия – это лечение, прежде всего, различных заболеваний и обучение с помощью искусства. Известно, что наиболее распространённым видом арт-терапии является рисование: возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка. Рисование представляется как одно из важнейших преимуществ психотерапевтической работы с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере.

 Доказано, что музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на ребёнка, именно, в сфере интереса к учебному курсу, в сфере воздействия на здоровье детей музыка не уступает рисованию, а наоборот, становится в один ряд с ним на самом раннем и очень важном этапе формирования личности ребёнка. Занятия музыкой, пением, живописью, танцами помогают снять эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность и агрессию, способствуют выплёскиванию эмоций и переживаний, развивают в ребёнке эмоциональную сферу, интеллект, творческие способности, способствуют становлению нравственной позиции, познанию законов человеческой морали. Музыкальное воспитание увлекает детей в своё собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе - чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней.

По моим многолетним наблюдениям дети, занимающиеся музыкальным искусством, отличаются своим состоянием здоровья в лучшую сторону от детей, не занимающихся им. Причём, чем дольше по времени занимаются, тем лучше состояние их здоровья. Каждая из форм музыкальной работы с учащимися, имеет свою логику развития не только по приобретению знаний, умений и навыков, но и всячески содействует духовному развитию личности ребёнка, его целостному оптимистическому мироощущению. Поэтому работу с учащимися начальной школы строю на любимых ими занятиях. А любят они рассматривать иллюстрации разворота учебника, как смысловой единицы, петь, играть, двигаться, импровизировать, слушать музыку и размышлять, играть на элементарных музыкальных инструментах. Знаю, каким бы интересным не был теоретический материал, главная притягательность урока заключается в песне.

Песня, предложенная учителем, может стать событием в жизни учеников, здоровой радостью, большим праздником и даже счастьем. При этом она не обязательно должна быть новой, красивой и сверхсодержательной. Она должна быть просто близкой им.

Возьмём к примеру хоровое пение или пение на уроке вообще. Дети связывают с песней свою радость и начинают петь её не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поёт душа.

На Руси издавна считали, что поёт в человеке именно душа и пение есть её естественное состояние. Поэтому вокально-хоровая работа на уроке и во внеклассной работе со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием), эмоционально-выразительное, образное насыщение песни приводит не только к качественному в техническом отношении исполнению, но и формирует, корректирует личность.

Работа «духовного пения» издревле в различных культурах (в том числе и в русской) осуществлялась на разных уровнях. В психологии такую работу называют «коррекцией».

Например, «разведение звука» – достижение максимума и минимума громкости, длительности, высоты нагнетает и снимает физическое и психическое напряжение, позволяет осознать и конкретизировать пространство поиска оптимального, что сказывается не только на освоении песенного материала, но и на поиске своего места в жизни. Большую роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Звук извлекается на улыбке, следовательно, он становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качество звука переходит и на личность ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и дети уже с улыбкой смотрят на мир и на людей. Работа со звуками (звуковой массаж), проводимая при вокально-хоровой работе, даёт ощутимые результаты не только в приобретении определённых вокально-хоровых навыков, но и в профилактико-коррекционном отношении.

Вибрация звука оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно на сердечно-сосудистую систему, помогает снять напряжение и раздражительность. На каждом занятии значительное время уделяю пению попевок, систематических упражнений-распеваний, хорового сольфеджио, пению без сопровождения, что интенсивно развивает координацию между слухом и голосом, улучшает звуко-интонацию, активизирует музыкальный слух. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню создают различные комплексы у детей. Ежедневные систематические занятия способствуют общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. Например: часто поём распевания на слоги ми, мэ, ма, мо, му, так как последовательность гласных и, э, а, о, у – увеличивает размер ротовой полости, а последовательность гласных звуков и, у, о, э, а – уменьшает напряжение голосовых мышц.

Богатством, достоянием хора, одним из основных проявлений его индивидуальности является его звук. Он должен и может обладать разнообразием красок, характера различных оттенков трепетности, поэтичности, духовности и тем самым влияет на восприятие их слушателем. В процессе образного «высказывания» у хористов меняются выражение лица, осанка, тон, активность, взгляд, дикция и – звук! Он может быть «округлым», «грудным», «в высокой позиции», «фальцетным», «близким», «белым» и т.д., но в творческом процессе создания художественного образа я призываю детей петь ласково, нежно, резко, строго, возвышенно, радуясь, жалея, задумавшись, с негодованием, мечтая, молясь, опустив глаза, в восторге, под куполом храма, с небес, серебряным звуком, как ручеёк, сдувая пылинки… И так бесконечно, рисуя и фантазируя, внедряясь в звук, а значит, внедряясь в художественный образ.

Таким образом, пение – ведущий способ музыкальной деятельности на уроке и во внеклассной работе, а певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования. Поэтому в хоре, я считаю, может петь практически каждый ребёнок, хоть природа одарила всех по-разному, но правильное интонирование мелодии – эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает всё налету, и работать с такими – одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но проблему музыкального слуха и его координации с голосом, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха стараюсь решать ещё в начальной школе.

 

                           Искусство пения есть искусство дыхания.

 

Весь дыхательный аппарат, вся его мускулатура «живут» с человеком, вместе с ним «смотрят», «воспринимают», «оценивают», «думают», «рождают» звук, слово. На первом же уроке говорю ребятам, что прежде, чем научиться правильно дышать, необходимо осознать роль дыхания в жизни человека. Дети сами приходят к выводу, что дыхание – первооснова жизни человека. А правильное дыхание выполняет ещё и профилактическую (дыхательная зарядка) и терапевтическую (коррекционную) задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью. Как дышать правильно? Через нос. Существует убеждение, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения. Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно вентилирует лёгкие, увеличивает приток кислорода в кровь, воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма. Для овладения полным дыханием необходимо освоить три типа дыхания: нижнее, то есть диафрагмальное или брюшное; среднее  или грудное; и верхнее или ключичное. По результатам моих наблюдений, школьникам младшего возраста тяжело освоить полное дыхание, поэтому я стараюсь научить их «дышать животом», то есть восстановить диафрагмальное нижнее дыхание. Ко второй группе относится попеременное или раздельное очистительное дыхание – «рубка дров»: звукодвигательные упражнения с выдохом звуков «с-з-ж». Например, для снятия напряжения, рекомендую выполнять следующую дыхательную гимнастику:

1.      Выдох с помощью звука «ху». Сложив губы, как при произношении звука «у», делать энергичный выдох. Повторить шесть-семь раз.

2.      Упражнение «Зевок». На дыхании имитация зевка.

3.      Упражнение «Цветочный магазин» (момент полного вдоха). Предлагаю ребёнку представить себе, что он в цветочном магазине. Воздух наполнен запахом разных цветов. Определить, запах какого цветка преобладает. Следим за дыханием. Вдыхаем носом медленно, спокойно, глубоко. Заметим, как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух, при спокойном и глубоком вдохе он как бы идёт в голову, задерживается там на секунду (угадывание запаха цветка). Это и есть момент остановки дыхания перед выдохом – опора на диафрагму.

4.      Упражнение «Свеча» (ровный медленный выдох). Предлагаю глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться сделать так, чтобы пламя легло, и надо держать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение учит ребят не только правильно дышать при пении, но и правильно его расходовать.

5.      Упражнение «Упрямая свеча» (интенсивный выдох) для ощущения мышц нижней части живота, принимающих активное участие в дыхании. Вдохнуть, на секунду задержать дыхание, затем подуть на свечу. Пламя положено. Чтобы погасить его – необходимо усилить интенсивность выдоха. Сильнее! Ещё сильнее!

6.      Упражнение «Погашу свечу» (интенсивный прерывистый выдох). Вдохнуть, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдыхать воздух  на свечу фу! фу! фу! Не гаснет! Ещё интенсивнее и резче толчки выдоха, пока не погаснет. Движение мышц живота ощущается непрерывно.

7.      Упражнение «Хоровод» (цепное дыхание). Предлагаю детям водить хоровод, нигде не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на «цепном дыхании».

8.      Упражнение «Всё наоборот». Предлагаю брать дыхание в неожиданных местах, как бы шалить.

              

                                Дикция (упражнения для губ и языка).

 

Работать над дикцией необходимо, даже если нет особых недостатков, чтобы держать речевой аппарат в рабочем состоянии. Все упражнения выполнять медленно, плавно, по 4-8 раз.

1.      Упражнение «Ротик». Хорошо открыть рот.

2.      Упражнение «Надулись, улыбнулись». Челюсти выровнять, сжать. Губы собрать и вытянуть вперёд. Затем скользящим движением раскрыться в улыбке, изображая из себя кинозвезду (это и эмоциональный тренаж, необходимый юному артисту).

3.      Упражнение «Дразнилки» (выполнять парами). Рот широко открыть, язык должен лежать плоско, с небольшим углублением в спинке, кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже, чтобы образовался мышечный комок.

4.      Упражнение «Жало». Высунуть язык наружу «жалом», то есть придать языку заострённую форму, затем вернуть в исходное положение.

5.      Упражнение «Маятник». Напряжённый язык высунуть, опустить к подбородку, поднять к носу. Движение напряжённого языка вправо и влево.

6.      Упражнение «Машинка». Работа губ, гудение на губах, треск, чем противнее, тем лучше ( на улыбке мышцы растягиваются).

7.      Упражнение «Ракета». На разные слоги с движением рук «ушу», «уше», «уши» - сглаживает регистр(опора на дыхание).

8.      Упражнение «Ультразвук». (Гласный звук «у» больше всех поднимает мягкое нёбо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, формирует у детей головной регистр). Вниз вдох на гласную «у» как можно ниже и до самого верха – ультразвука.

 

                                               Оздоровительные паузы.

 

1)      «Вокальная звукозапись» для учащихся начальной школы. (Для восприятия целостности мира и предрасположенности к ассоциативному мышлению). Предлагаю детям оздоровительную паузу на подражание звукам природы: пению птиц, шороху травы, плеску воды в реке, ветру, грому, дождю, крикам зверей, т. е. звукам окружающей среды. Дети включаются в импровизацию и «творят» звуковую картину природы. Например, «птичий базар» или «утро в деревне»…, «выходы за пределы» привычного. Пластика, мимика – это особый язык, и как всякий другой, ребёнок осваивает его, копируя и подражая нам, природе. За языком жестов, движений тоже кроется душа, музыка души. И когда я всматриваюсь и вслушиваюсь, то становится ясно, как по-разному  звучат их голоса, как много говорят движения ребёнка. По всему разнообразию пластики движений, разноголосице я могу почувствовать настроение ребёнка или хотя бы догадаться, о чём он задумался, здоров ли он….

2)      «Музыкальный биомассаж»  (Развитие чувственного восприятия музыки). Учащиеся или хористы пропевают про себя весь звукоряд, активизируя соответствующие ощущения:

·        ДО – словно тяжёлым молотом бьёт, звенит в макушке;

·        РЕ – вибрация, щекотание в горле;

·        МИ – ласкает, поглаживает в области сердца;

·        ФА – заполняет энергией, звенит в солнечном сплетении;

·        СОЛЬ – вибрирует в пупке;

·        ЛЯ – «выпрыгивает» изо рта;

·        СИ – звенит в коленях;

·        ДО – молотом бьёт в ступнях и в обратном порядке.

3)      «Поза дерева» (Сила, бодрость, здоровье). Стоя или сидя, ноги вместе, руки опустить, спина прямая. Внимание на позвоночнике. Плавно поднять руки вверх, потянуться всем телом, вытягиваясь вверх, представить сильное, крепкое дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю, а ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. При выполнении упражнения можно изображать пальцами листочки, медленно шелестящие под тихим спокойным ветерком, руками – ветки, шуршащие при умеренном ветре; телом – ствол, раскачивающийся под сильным ураганным ветром и т. д. Можно использовать специально подобранные музыкальные фрагменты, так же и музыкальный материал урока.

4)      «Поза льва». Это упражнение, несмотря на свой устрашающий вид, не имеет себе равных при лечении различных заболеваний горла, особенно ангины. Сесть на стул, положить руки на колени, приняв позу льва. Сделать глубокий вдох – выдох и высунуть язык как можно дальше. Одновременно напрячь и растопырить пальцы, открыть широко рот и вытаращить глаза. Напрячь шею и всё тело (в особенности горло), держать эту позу несколько секунд, сохраняя напряжение, потом расслабиться. Это упражнение выполняется 2-3 раза, но при болях в горле необходимо выполнять 6-10 раз в течение дня. Действие «позы льва» стимулирует приток крови к горлу, массирует и тонизирует мышцы и связки горла, и в тоже время укрепляет и взбадривает всё тело. При увеличенных миндалинах и при обострённой восприимчивости к инфекциям это упражнение надо выполнять ежедневно.

На уроках музыки дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности, что способствует их раскрепощению и уверенности в себе, а после уроков они более активны, организованны, работоспособны. При встрече с родителями учащихся начальной школы обязательно слышу:

- ребёнку  нравятся уроки музыки;

- сын всегда в хорошем настроении, радостный, весёлый;

- дочь делится радостными впечатлениями, стремится сочинить что-либо своё, подобрать музыку;

-сын постоянно напевает полюбившуюся песню;

- дочь в восторге от праздника-концерта;

- у сына появилось желание после нескольких лет занятий в хоре посещать занятия в музыкальной школе по классу гитары и т.п.     

    Заключение.

В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику модели, к тому минимуму знаний, которым должен владеть каждый специалист. Идеальный учитель должен в себе соединять психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребёнка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье; он – посредник между ребёнком и взрослым миром. Остаётся добавить, что учитель, несущий здоровое начало в своей педагогической деятельности – оптимизм, щедрость на похвалу, подход к ребёнку, должен иметь нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость, внимательность, разумную требовательность, справедливость, снисходительность, терпеливость, готовность к взаимопониманию и взаимопомощи, профессиональную гордость, самообладание, уверенность в себе, требовательность к себе и к своей работе, стремление к новаторству и к саморазвитию, трудолюбие, инициативность, правильную самооценку и т. п. Это идеализированный вариант современного учителя. Значит, задача нашей учительской творческой жизни – соответствовать модели, вечно изобретать и совершенствоваться. И, только формируя в себе подобные  качества, мы способны работать в учреждении формирования ЗДОРОВЬЯ.


ЛИТЕРАТУРА:

 

В. Сухомлинский, «Воспитание личности в Советской школе». Киев, 1975 г.

Б.В Асафьев, «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Ленинград, 1973 г.

С.С. Балашова, Т. С. Шенталинская, «Музыкальное воспитание и школа», М. Просвещение, 1998 г.

Л. Горюнова, «Пение как состояние души». «Искусство в школе», М. 1984 г.

Г. Струве, «Хоровое сольфеджио». М. 1994 г.

Н. Лихолет, «Искусство тоже лечит»,  ж. «Здоровье детей», №1, 2005 г.

Л.Д. Назарова, «Музыкальная и фольклорная арт-терапия», СПб. Речь, 2002 г.

Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ | Добавил: Admin
Просмотров: 420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Контакты:

143966 Московская обл.,  

г.Реутов, ул.Лесная, д.12

тел\факс: 8 (495) 528-04-57

Карта проезда...

e-mail: shkolar1@mail.ru

 

Сайт "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

ФИЗИКА" Клоков А.М.

физика, информатика

Сайт "ЛИТЕРАТОР"

Шилаева И.В.

русский язык и литература

Сайт "ИНФОУРОК"

Кравченко Т.М.

 

Сайт "ТАБУЛА РАСА"

Куликов А.Ю.

математика

Сайт "ИНФОУРОК"

Мартынова Ю.В.

начальные классы

Логвиненко Л.И.

Сайт учителя

математики

Сайт "GEO"

Агарковой М.В.

география, экономика

 

 

 

 
 
     
     

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Московская область, г.Реутов, ул.Лесная, д.12  тел\факс  7(495) 528-04-57

__________________________________________________________________________________________________________
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.